Период, когда, несмотря на рост стоимости, спрос на жильё увеличивался до ажиотажных пределов, остался позади. В минувшем году рынок недвижимости оказался в так называемом периоде турбулентности. Введение санкций, нестабильность цен, разрыв логистических связей и многое другое внесло коррективы во все отрасли, включая строительную.
На фоне постоянных кризисов, «выжить» мог не тот, кто сильнее, а тот, кто быстро адаптировался к сложившейся ситуации. При этом не было какой-то универсальной стратегии, которая помогла бы девелоперам добиться успеха в своей деятельности. Каждый застройщик должен был реально оценить имеющиеся у него возможности и выработать свой собственный план действий.
Если проанализировать
новости рынка недвижимости за минувший год, то можно отметить несколько главных событий:
• уход иностранных компаний. Особенно ощутимы были потери в архитектурной сфере, откуда ушли зарубежные специалисты, а также на рынке консалтинговых услуг;
• перемены в строительном секторе, так как многие иностранные инвесторы покинули российский рынок;
• обновление ипотечной программы, что несколько увеличило продажи жилья;
• прекратился рост цен на жильё;
• проблемы с импортозамещением;
• решён вопрос с экскроу-счетами;
• введён рекордный объём жилья, хотя, как считают, аналитики, это стало возможно благодаря заделу прошлых лет.
Чтобы правильно оценить ситуацию в девелопменте, сложившуюся в минувшем году, рассмотрим
тренды рынка недвижимости, которые сформулированы специалистами отечественной компании GMK, специализирующейся на оказании консалтинговых услуг крупным застройщикам. Данные тенденции, а их отмечено 13, позволяют более масштабно оценить ситуацию на рынке недвижимости:
• Усилилась роль профессиональных сообществ, что позволяет обмениваться мнениями, консолидировать свои усилия на решении общих проблем.
• Произошло слияние отдельных компаний. Это выгодно, как банкам, так и самим девелоперам. Далее, в связи с падением объёмов продаж, данный процесс будет прогрессировать и более слабые девелоперы будут вынуждены стать частью сильных компаний.
• Сегодня многие застройщики «выживают» благодаря льготным ипотечным кредитам, надеясь на то, что государство и дальше будет им помогать.
• Усилилась роль отделов продаж, так как в связи с падением спроса на квартиры, необходимо было быстро выработать новые маркетинговые инструменты, чтобы привлечь клиентов. Снова появились «рассрочки» и другие льготы.
• Усилилось продвижение в офлайн-каналах. Самым популярным в минувшем году был Telegram.
• Застройщик из крупных городов «уходит» в регионы, где есть возможность реализовывать интересные масштабные проекты.
• В минувшем году наблюдались частые кадровые перестановки, что связано с миграционными процессами и стремлением застройщиков подстроиться под сложившуюся ситуацию.
• Отмечено масштабное строительство загородных домов, коттеджей и таунхаусов. Сегодня для девелоперов это наиболее перспективный вариант, особенно пока банки предоставляют ипотечные кредиты.
• Замена импортных материалов на отечественные, а также заключение партнёрских соглашений со странами Востока.
• Повышенный интерес к приобретению жилья за рубежом. Как результат, отдельные крупные российские компании ищут возможность реализовывать свои проекты в ОАЭ, Турции и других странах.
• Увеличивается популярность цифровых систем, что позволяет приобретать жильё не выходя из дома.
• Разработка экономичных и экологичных решений.
• Накопление непроданного жилья, что оказывает существенное влияние на формирование цены. «Слабые» девелоперы либо теряют свой бизнес, либо, чтобы удержаться на плаву, вынуждены будут искать компромиссы, например, сдавать квартиры в аренду.
Несмотря на всю сложность ситуации, многие застройщики смогли выстоять в 2022 году и даже укрепить свои позиции на рынке недвижимости.