Трансграничная фрагментация — одна из самых больших проблем для ISDA и ее членов. Разделение глобальных пулов ликвидности означает более низкую торговую ликвидность, регулирующий арбитраж, дублирующие требования и, в конечном итоге, более высокие затраты для конечных пользователей. Чтобы этого не произошло, очень важно, чтобы регулирующие органы разработали и внедрили каждый набор правил, основанный на общем наборе принципов — и ISDA стремилось помочь в управлении этим процессом, сформулировав принципы восстановления центрального контрагента, отчетности и, в последнее время, централизованного исполнение свопов.
Однако правда в том, что рынки уже фрагментируются — и это реальная проблема. Например, до конца 2013 года примерно четверть рынка процентных свопов в евро была продана между европейскими и американскими дилерами. Сейчас, если внимательно
посмотреть на показания индикатора, можно утверждать, что на этом рынке торгуют почти исключительно европейские дилеры, при этом многие американские компании не имеют доступа к этому пулу ликвидности.
Причину можно проследить до введения торговых правил США в октябре 2013 года. В соответствии с режимом механизма исполнения свопов (SEF) любая электронная торговая платформа, которая предоставляет доступ лицам из США, должна зарегистрироваться в качестве SEF. Многие неамериканские платформы предпочли этого не делать, что означает, что лица из США, в том числе зарубежные отделения американских банков, не могут торговать на этих площадках. В то же время лица, не являющиеся гражданами США, которым регулирующие органы их страны пока не требуют проводить операции на электронных торговых платформах, по возможности избегают торговли обязательными продуктами с американскими фирмами, поскольку это потребует от них торговли на зарегистрированных в США SEF.
Торговые правилаВведение в 2017 году собственных правил исполнения торговых операций в Европе посредством пересмотренной Директивы о рынках финансовых инструментов может в конечном итоге в некоторой степени решить эту проблему. Но есть существенные различия между существующей структурой SEF и правилами, предложенными европейскими регулирующими органами. Другими словами, определение эквивалентности, соответствия между двумя наборами правил ни в коем случае не является заданным, потенциально усугубляющим фрагментацию.
ISDA считает, что регулирующие органы должны соблюдать некоторые общие принципы при разработке и внедрении своих правил исполнения сделок, чтобы максимизировать вероятность принятия решения об эквивалентности, замене соответствия.
Чрезмерные ограничения просто не позволят пользователям деривативов получить доступ к зарубежным пулам ликвидности. Наконец, торговые площадки должны предлагать гибкие механизмы исполнения, а не использовать ограниченный универсальный подход.
Основываясь на этих принципах, ISDA считает, что необходимы целенаправленные поправки к правилам SEF в США. Это будет включать изменение процесса принятия обязательных решений об исполнении сделки, чтобы гарантировать, что он основан на объективных критериях и подкреплен данными, вместо того, чтобы позволить SEF определять, что «доступно для торговли». Это также означало бы предоставление большей гибкости в механизмах исполнения свопов, вместо того, чтобы оговаривать использование книги заявок или системы запроса котировок, которая требует, чтобы по крайней мере три участника рынка представляли цены.
Подведем итогиISDA считает, что централизованные торговые площадки являются полезным дополнением к инфраструктуре рынка деривативов и могут помочь обеспечить большую прозрачность в отношении ликвидных продуктов, подходящих для этого типа механизма исполнения. Но правила должны быть последовательными во всем мире - и недостатки необходимо исправлять по мере их появления. В частности, правила SEF в США могут быть улучшены, и регулирующие органы и участники рынка не должны упускать возможность обсудить, где можно внести улучшения. Члены ISDA, занимающиеся покупкой и продажей, готовы внести свой вклад в это обсуждение. Принципы ISDA - это первый шаг, и их соблюдение будет стимулировать более активное участие в централизованных торговых площадках и обеспечит продолжение эффективной работы этих рынков.